ФЭНДОМ

Церковь святых апостолов Петра и Павла (современный адрес: Милютинский пер., д.18а) - первый из сохранившихся католических храмов Москвы, ныне не действующий. Находился под окормлением священников-бернардинцев (францисканцев-обсервантов).

Старое здание (Кирочный пер.) Править

Строительство деревянной церкви во имя свв. апп. Петра и Павла было начато в Немецкой слободе (Кирочный переулок) в 1690-е годы. Точная дата ее возведения неизвестна, так как во время нашествия наполеоновских войск в 1812 году почти все церковные документы и книги сгорели. Можно предполагать, что церковь была построена не позднее 1699 года[1], так как тело генерала Патрика Гордона, умершего, согласно надписи на надгробном камне, 29 октября 1699 года, было похоронено в церковном склепе.

Деканат Петропавловской церкви состоял из приходов в Москве (Петропавловская церковь, церковь Св. Людовика и позднее церковь Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии) и уездных городах Московской губернии, а также в городах других губерний: Туле, Орле, Твери, Рязани[2], Ярославле, Калуге, Смоленске, Владимире, Костроме и Нижнем Новгороде[3].

В конце XVII – первой четверти XVIII века Петропавловский храм имел своими покровителями флорентийского негоцианта Франца Гваскони, генерала Патрика Гордона и посланника Священной Римской империи в России Игнатия Христофора Гвариента. Благодаря их пожертвованиям в 1685 году при общине была открыта католическая школа с богатой библиотекой, а вместо сгоревшей летом 1706 года[4] деревянной церкви была построена каменная[5].

В 1807 году каменных храмов на участке было уже два - один холодный, другой отапливаемый. От пожара 1812 года пострадали оба храма и училище при них. Из-за недостаточности церковных денежных сумм и бедности прихожан, был восстановлен только холодный храм.

К началу XIX века значительная часть прихожан селилась уже не в Немецкой слободе. К тому же старое здание стало слишком мало для общины. Прихожане просили разрешить им построить церковь и училище вблизи Городской части. В 1837 году[6] начались поиски места для постройки новой церкви и сбор денежных средств прихожан на ее возведение. Старую церковь в Кирочном переулке, в Немецкой слободе они просили оставить для живущих при ней прихожан и госпиталя.

Современное здание (Милютинский пер.) Править

Святейший Синод и митрополит Филарет в 1838 году разрешили устроить новую церковь в Тверской или Мясницкой части. Для нового здания церкви 21 декабря 1838 года у дочери секунд-майора Н. В. Петрово-Соловово был куплен участок земли в Милютинском переулке в 1-м участке Мясницкой части[7].

В июле 1839 года последовало «Высочайшее соизволение» и началось строительство храма[8]. Автором проекта был архитектор Александр Осипович (Алессандро) Жилярди. 16 сентября того же года членом римско-католической духовной коллегии прелатом Петром Жилинским был освящен угольный (закладной) камень церкви, под которым было положены золотые и серебряные монеты чеканки 1839 года. Церемония состоялась в присутствии генерал-губернатора Москвы Д. В. Голицына.

Строительство велось на средства, собранные прихожанами и занятые в Московском приказе общественного призрения[9]. В 1845 году церковь была построена. 12 июня того же года она была освящена исполняющим обязанности московского декана, настоятелем той же церкви и священником бернардинского ордена о. Телесфором Гржегоржевским.

SS Peter and Paul Catholic church in Moscow.jpg

Церковь свв. апп. Петра и Павла в 1910-х годах

Церковь была выстроена в псевдо-готическом стиле с куполом посередине. В нет находилось шесть алтарей: большой алтарь с образом святых апостолов Петра и Павла, алтари Пресвятой Девы Марии, Сердца Иисуса, Св. Марии Магдалины, Св. Себастьяна, Матери Божьей Остробрамской.

По окончании строительства прежнюю церковь, как бесприходную, упразднили. В 1870 году она была продана на слом, лежавшие под ней гробы были перевезены на Введенское кладбище, а надгробная плита генерала П. Гордона помещена в Румянцевский музей[10].

Приход Править

Петропавловская церковь изначально считалась немецкой, потом польско-немецкой, т. к. к концу XIX века самой многочисленной частью московских католиков были прихожане, считавшие родным польский язык. По переписи 1902 года их было 10108 чел. Французский язык считали родным 1993 чел., русский – 1843, немецкий – 1259. Всего в католических общинах Москвы было 17736 членов.

Поляки и говорившие на польском языке хотели иметь свой собственный храм. Им стала филиальная церковь Беспорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, освященная в 1911 году (самостоятельный приход учрежден 23 октября 1917 года).

Благотворительность Править

В 1853 году при церкви свв. апп. Петра и Павла была открыта богадельня Св. Филиппа на 22 человека[11]. Она содержалась по Высочайшему разрешению на средства, завещанные прелатом Бодосси, и добровольные пожертвования. При церкви также появилось в 1862 году Благотворительное общество вспомоществования бедным католического вероисповедания. Официально Общество и его устав были утверждены четыре года спустя. В эти годы был сформирован комитет по управлению Обществом из девяти человек, во главе которого стоял президент–декан Петропавловской церкви А. Л. Врублевский. Вице-президентом был С. Ф. Пирлинг. Средства Общества были ограничены, так как большая часть денег уходила на поддержание бедных прихожан. Улучшения своего материального положения Общество добивалось за счет привлечения денежных средств лиц, не состоявших в Обществе, и устройства благотворительных концертов. Часть денежных средств шла на устройство религиозных праздников. В 1890 году в первый раз была устроена новогодняя елка для детей. В 1893 году Общество открыло пошивочную мастерскую, где трудились девушки их бедных семей. В 1895 на средства Общества был учрежден любительский хор из числа прихожан. Общество просуществовало до 1917 года.

При Петропавловской церкви существовало мужское училище. Оно было открыто еще до Отечественной войны 1812 года. Во время войны здание училища сгорело. Разрешение на восстановление его было получено только 7 декабря 1839 года, а торжественное открытие состоялось 11 ноября 1846 года. Позже, в 1872 была открыта школа для девочек. Со временем мужское училище стало реальным училищем, а школа для девочек – гимназией с пансионом. При учебных заведениях находилась богатая библиотека католического благотворительного общества.

Ликвидация Править

Петропавловская церковь действовала до ноября 1935 года, затем была закрыта. В 1940 году строение было полностью перестроено и в нём разместился кинотеатр. В 1946 году здание бывшего храма было ещё раз перестроено под административные нужды, после чего туда въехало НИИ "Гипроуглемаш", занимающий его вплоть до настоящего времени. Перестройки церкви полностью исказили ее исторический облик.

Современность Править

Miliutinsky,18.JPG

Современный вид здания храма

В 90-е годы XX века возрожденные структуры Католической церкви в России повели борьбу за возвращение здания церкви ее историческому владельцу. В 1991 году апостольский администратор для католиков латинского обряда Европейской части России Тадеуш Кондрусевич обратился к московским властям с просьбой возвратить здание церкви. Велась долгая переписка, в пользу возвращения были приняты решения московской законодательной власти[12]; члены католического прихода свв. апп. Петра и Павла проводили пикеты, богослужения и молитвенные шествия у здания храма, собирали подписи; однако храм так и не был возвращен.

В настоящее время в здании церкви расположен НИИ "Гипроуглемаш", который сдает большую часть здания в субаренду под офисы. Приход святых апостолов Петра и Павла вынужден из-за отсутствия собственной церкви проводить богослужения в расположенном неподалеку храме св. Людовика Французского.

Ссылки Править

Сайт, посвященный церкви свв. апп. Петра и Павла

Примечания Править

  1. ф. 609, оп. 2, д. 21
  2. ф. 609, он. 1, д. 37
  3. ф. 609, оп. 1, д. 158
  4. ф. 609, оп. 1, д. 26
  5. Donninghaus V. Die deutchen in der Moskauer gesellschaft, Oldenbourg, 2002
  6. Постановления Совета Петропавловской церкви Москвы от 12 и 25 апреля 1837 года; ф. 609, оп. 2, д. 8
  7. ф. 117, оп. 23, д. 502
  8. Ф. 609, оп. 2, д. 22
  9. ф. 609, оп. 1, д. 11
  10. Цветаев Д. В. История сооружения первого костела в Москве, М., 1881.
  11. Ф. 609, оп 1, д. 294
  12. http://www.geocities.com/Athens/1429/i_doc.html

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики